«Можно купить одного-двух государственных контролеров, но нельзя купить все общество»

22 июня 2015

На сегодняшнем пленарном заседании Общественной палаты РФ обсуждался концептуальный подход к созданию системы общественного контроля. А несколькими днями ранее Общественная палата Краснодарского края пригласила одного из разработчиков Федерального закона «Об основах Общественного контроля» Иосифа Дискина, чтобы он ответил на вопросы о том, кого контролирует 212-ФЗ, где границы дозволенного общественникам и что делать, если власти игнорируют мнение гражданского общества.

В работе круглого стола также приняли участие представители Общественных палат Южного и Северо-Кавказского округов, некоммерческих организаций, прокуратуры и администрации Краснодарского края.

Открывая круглый стол, модератор дискуссии, секретарь Общественной палаты Краснодарского края Любовь Попова рассказала, что при подготовке заглянула в словари, чтобы понять точный смысл слова «контроль». И одно из толкований практически отражает суть закона об общественном контроле: «Контроль осуществляется на основе наблюдения за поведением управляемой системы с целью достижения максимально эффективного функционирования последней. На основе данных контроля осуществляется адаптация системы, то есть принятие оптимизирующих управленческих решений. Этого и добивается 212-ФЗ».

Попова пояснила, что закону почти год, он нуждается в доработке, однако, уже сейчас дает реальные рычаги влияния общественного мнения на работу органов государственной власти. Прежде всего, через создание Общественных советов при министерствах и ведомствах.

Иосиф Дискин, который, по собственному признанию, «посвятил этому закону четыре года жизни», отметил, что, когда впервые зашла речь об общественном контроле, реакция «сверху» была скептической. Некоторые предлагали ограничиться поправками в федеральные законы об Общественной палате и об обращениях граждан.

«Но на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека с участием Президента России я сказал, что философия общественного контроля очень проста: можно купить 1-2 государственных контролеров, но нельзя купить все общество, - поделился воспоминаниями Дискин. - Второе: миссия общественного контроля гораздо важнее, чем сам контроль. Надо убедить общество, что позитивные перемены, действия во имя общественных интересов возможны, что участие активной и ответственной части гражданского общества может стать значимым фактором становления демократического порядка». Видимо, эти аргументы оказались убедительными, так как закон об общественном контроле был одобрен.

Теперь главное, по мнению Дискина, найти баланс между структурой общественного контроля и недопустимостью паралича органов государственного управления. Рвение общественных контролеров должно быть введено в разумные рамки, чтобы они не стали инструментом нелегального лоббизма, коррупции и некомпетентности. Этими «разумными рамками» может стать получение аккредитации НКО (некоммерческой организации) с хорошей репутацией и профессиональными навыками при Общественных палатах РФ или субъектов федерации: «Гражданские активисты, приходите, получайте аккредитацию, и –вперед!» - посоветовал Иосиф Дискин.

Также 212-ФЗ впервые предусмотрено создание Общественных советов при министерствах и ведомствах. В нем определены общие положения формирования Общественных советов, их задачи. Сегодня, по словам Дискина, Общественные советы при исполнительных органах власти не выполняют свои функции, так как ведомства подбирают «удобных» себе людей: «Поэтому я предложил пересмотреть принципы формирования Общественного совета. Его основная часть должна формироваться Общественной палатой на основе конкурса кандидатур, выдвинутых профильными НКО». 

Президент РФ одобрил это предложение, и в скором времени подход к формированию Общественных советов будет пересмотрен – это будет уже не «ручной» состав, а действительно экспертное сообщество. По понятным причинам, исключениями станут министерства и ведомства, которые работают в сфере обороны и госбезопасности.

Любовь Попова рассказала о практике применения закона об общественном контроле Общественной палатой Краснодарского края: «Когда в августе прошлого года начался массовый рост цен на продукты и лекарства, Общественная палата Краснодарского края открыла горячие линии для граждан. Только по продуктам в течение недели к нам поступило более 200-т жалоб, и это говорит о том, что наши люди не равнодушны, они хотят бороться за свои права. Все обращения были направлены нами в штаб по сдерживанию роста цен при администрации края, а прокуратура, в свою очередь, организовала проверки торговых и аптечных сетей».

И.о. начальника отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей управления по надзору за соблюдением Федерального законодательства прокуратуры Краснодарского края Людмила Сидорова подчеркнула важность закона об общественном контроле. «Общественный совет по соблюдению прав предпринимателей при нашем ведомстве был создан еще в 2008 году на основании поручения генпрокурора, - сказала Сидорова. - Мы имеем возможность из первых уст слышать – что волнует бизнес и принимать оперативные меры, если права предпринимателей нарушаются. Например, добиваемся отмены результатов незаконных проверок».

После Иосиф Дискин на правах разработчика закона ответил на вопросы участников круглого стола. Так, представитель Общественной палаты Новороссийска поинтересовался: планируется ли обучение общественному контролю представителей муниципалитетов? «Да, - ответил Дискин. – Общественная палата муниципалитета должна направить соответствующую заявку в ОП РФ и такой семинар будет проведен обязательно».

В завершение круглого стола было подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве Общественных палат Краснодарского и Ставропольского краев. Подписями их закрепили руководители Палат - Любовь Попова и Николай Кашурин

Вернуться к списку