Ждан Тихонов: «Быть патриотом - значит делать Россию сильной, экономически независимой»

Это интервью было записано в Сочи, в кулуарах Форума социального служения. На круглом столе «Роль НКО в патриотическом воспитании молодежи» член Общественной палаты Краснодарского края, директор телерадиокомпании «Кубань-24» Ждан Тихонов рассказал о своем видении этой темы и вызвал дискуссию. По его мнению, наше государство не имеет четкого представления о том, каким должно быть патриотическое воспитание современного поколения и пытается внедрить старую, советскую модель, которая уже не работает.   

 - Ждан, вы сказали, что понимание «патриотизма» в нашей стране надо пересмотреть. Почему?

- В СССР была совсем другая идеология. Мы строили принципиально иное общество - на принципах всеобщего равенства, братства, где общественные интересы стояли выше личных. Защищать родину с оружием в руках было высшим проявлением патриотизма. Но мир меняется, и сегодня есть другие способы, в основном экономические, чтобы вывести страну из равновесия.

Если мы будем вкладывать в понятие «патриотическое воспитание» исключительно военный смысл, и не будем объяснять, что экономическое развитие страны через предпринимательскую активность не менее важная часть патриотизма, то разрушить нас будет просто.

- Тогда как объяснить молодому человеку, ребенку – кто такой патриот?

- Быть патриотом - значит делать Россию сильной, экономически независимой. Получать хорошее образование, создавать новые рабочие места, платить налоги, совершать научные открытия, чтобы мы становились менее зависимы от других стран.

И уже от экономической мощи будет зависеть все остальное, в том числе социальная стабильность, развитие культуры, спорта, других сфер.

- Можете привести примеры патриотов в вашем понимании?

- Например, бизнесмен Сергей Галицкий. Он дает работу тысячам людей в России, вкладывает деньги в развитие Краснодара, строит стадион, создал футбольную академию. 

Мы привыкли пренебрежительно относится к людям бизнеса, мы считаем их эксплуататорами. А ведь они, кроме того, что сами зарабатывают, дают работу другим.

- Вы практически слово в слово повторяете то, что говорят сами предприниматели – мол, надо менять имидж бизнесмена в обществе. Но знаете, кого они считают главным виновным в создании негативного имиджа? Средства массовой информации.

- СМИ не могут являться инициаторами тех или иных процессов - они отражают действительность.  Если власть относится к бизнесу как к людям, которые всем должны, то и общество будет так относиться. Если бы правительство, губернаторы, главы муниципалитетов давали понять, что они холят и лелеют любой бизнес, и силовые структуры стоят на страже его интересов, то было бы, вероятно, по-другому.

- А есть ли на вашем телеканале программы, которые рассказывают о патриотах в предлагаемом смысле слова?

- Конечно. Это программа «Сделано на Кубани» – о людях, которые создают производства в крае, делают что-то своими руками. Каждый герой этой программы и есть самый настоящий патриот России, региона. Или программа «Как это работает»…

- А кто платит или должен платить за производство патриотических программ на ТВ?

- Государство, очевидно, ведь патриотическое воспитание – это его задача. Телевидению нужны средства на производство. Это такой же бизнес, как и любой другой.

- Скажем, государству это интересно, и оно готово платить за патриотические программы. А интересно ли это молодежи? Ведь она мало читает и смотрит традиционные СМИ.

- Тогда надо вкладывать средства в социальные сети, блогеров, популярные молодежные ресурсы. Но для начала надо все-таки определиться с целью. Понять, что такое патриотизм и чего мы хотим добиться патриотической пропагандой? Сегодня это, на мой взгляд, не ясно.

- Вы справедливо заметили, что телевидение – это бизнес. Так должно быть, по крайней мере. Но могут ли региональные телекомпании прожить без государственных вливаний, за счет коммерции, зрителей?

-  Смогло бы за счет рекламы. Если бы не закон, который ограничивает показ рекламных блоков в часе до девяти минут.

- Неужели доходы от рекламы могут покрыть все расходы региональных телекомпаний?

- Сейчас нет, потому что законы так сделаны. В Германии, например, в каждом конкретном городе власть переживает, чтобы телекомпании могли жить за счет рекламы, и вводит квоту – вот три телекомпании, которые могут продавать в этом городе рекламу. Все. Они не дают возможности «размывать» рекламный рынок.

А у нас приходит московское рекламное агентство, забирает 90 % всех денег телевизионного регионального рынка и уводит их в Москву, размещая рекламу на центральных каналах. Если бы эти деньги остались на региональном рынке, местные телекомпании могли бы жить за счет рекламы.

- А возможно ли жить за счет зрительского финансирования?

- У нас невозможно. Даже НТВ+, введя платный футбольный канал, не может собрать по 200 рублей с подписчиков в месяц. Им нравится футбол, но они не готовы платить. Это привычка - не платить за телевидение.

- Каким будет ближайшее будущее региональных телекомпаний в связи с экономическим кризисом?

- Это зависит от позиции властей. Как они решат, так и будет.

- Что на «Кубань-24»?

- Сокращаем производство программ, оптимизируемся. Наиболее дорогие, неокупаемые проекты закрываем.А если говорить о проектах, направленных на патриотическое воспитание, то их нельзя создавать с помощью коммерческих инструментов. Они никогда не будут финансово окупаться. Коммерция хочет получать прибыль сегодня. А патриотическое воспитание - это то, что окупится через 10-15 лет. Может себе СМИ позволить вкладывать средства в то, что принесет результат через такой срок? Нет. Только государство может себе это позволить.

- Когда я приходила в профессию, меня учили, что журналистика – это прежде всего, этика. А сегодня, кажется, этические принципы отошли на второй план. Журналистика часто заменяет собой пропаганду.

- Журналистика - это всегда пропаганда. Весь вопрос в том, кто ее заказывает и на какую тему. Рекламный ролик – тоже пропаганда в этом смысле. Проблема современной российской журналистики, на мой взгляд, не в том, что она пропагандистская, а в том, что она делает эту работу так, что даже не выполняет своих пропагандистских задач. Нет ювелирной работы. Подделываются факты, подкупаются свидетели, которые дают интервью о вещах, которых не было. Нельзя переходить грань между пропагандой и подлогом. А пропаганда нужна. Опять же, заниматься патриотическим воспитанием без пропаганды невозможно.

- Спасибо за интервью.

Интервью: Елена Глазкова

Фото: Федор Обмайкин, Югополис

Вернуться к списку