Директор «Кубань 24» Ждан Тихонов рассказал РБК Юг о том, как региональные каналы могут в кризис сокращать затраты, производя собственный контент высокого качества.
Как телеканал «Кубань 24» пережил кризис 2014-2016гг.?
Мы сложно проходим кризис, сокращаем расходы, проводим оптимизацию. С телевидением в целом сложно, потому что в этом бизнесе нельзя купить оборудование и пользоваться им следующие пять лет, ничего не меняя. У нас каждые полгода-год появляется что-то новое. Тот же цикл «Кубань на высоте» снят с использованием самых новейших технологий.
Мы зачастую покупаем технику, которая разрабатывается отечественными производителями. У многих еще бренда нет, названия. Тестируем, внедряем на практике. Так путем инноваций снижаем затраты, получая качество на уровне BBC.
Каким вы видите ближайшее будущее регионального телевидения?
Для регионального телевидения оно будет непростым. Есть большая проблема в том, что государство не имеет программы развития местных телекомпаний. Не вполне понятно, что с нами будет после 2018 года, когда мы перейдем на цифровое вещание.
Все на него постепенно переходят, но там нет места для регионального ТВ. Сейчас в Краснодаре работает два мультиплекса — это 20 каналов, но ни одного регионального, никаких местных новостей.
Мы уже задаем эти вопросы несколько лет. Что будет с региональным телевидением? Как люди, перейдя на цифровое телевидение, будут узнавать новости своего региона, смотреть местные программы в прямом в эфире? Пока что это не ясно.
Региональных каналов в России, которые ориентированы на собственное производство, не так много. Насколько такая модель оправдана финансово? Бытует мнение, что создавать свой контент очень дорого.
Производить свой контент не дороже, чем покупать и показывать мексиканские сериалы . Более того, это даже дешевле. Когда мы пришли на телеканал летом 2014г., была задача построить «Кубань 24» — круглосуточный региональный телеканал. И мы начали постепенно снижать долю закупаемых художественных фильмов и сериалов, которых раньше было полно на этом канале. Параллельно увеличивалось количество собственных программ, документальных фильмов, прямых эфиров и новостей.
Прошло почти два года, и мы перешли к формату, когда у нас практически нет ничего чужого. И теперь общие расходы «Кубань24» сократились на 20% по сравнению с показателями двухлетней давности, а производственные затраты на контент уменьшились вдвое. И при этом мы снимаем про регион в сотни раз больше, чем когда-либо.
С другой стороны, «Кубань 24» — государственная компания. Наша основная цель — не получение прибыли. У нас, как государственного краевого канала, есть миссия: мы являемся объединяющим фактором для целого региона, мы должны донести до людей, что у нас не все плохо, что есть у нас современные инновационные производства, что нам есть, чем гордится.
Если говорить о содержании, на что «Кубань 24» планирует делать упор?
С точки зрения развития, мы вышли на тот формат, на который хотели выйти. Мы еще можем сокращать расходы, варианты для оптимизации есть, пусть и небольшие. Далее планируем развиваться и снимать больше качественных документальных проектов.
Например, готовим 8-серийный фильм «Кубань — обновленная версия», рассказывающий о разных секторах сельского хозяйства. В обывательском сознании сельское хозяйство представляется как картинка из XVIII столетия — поля, ручной труд, какие-то крестьяне, что-то пропалывающие и окучивающие. А мы покажем, что аграрный сектор Кубани — это высокотехнологичное производство, где производство соответствует современным мировым стандартам.
«Кубань24» запускает новый цикл документальных фильмов «Кубань на высоте». Чем он будет отличаться от других проектов телеканала?
Это масштабный проект, в котором мы рассказываем об инновационных предприятиях и объектах Краснодарского края. На выбор, съемку и монтаж 12 серий ушел практически год. Привлекались самые лучшие съемочные ресурсы края.
Так получилось, что и сам цикл передач стал инновационным телевизионным продуктом. В России так документальные фильмы не снимаются — мы создавали его как кинематографический продукт, качество «картинки» позволяет показывать его в кинотеатрах. Нам очень приятно, что мы в регионе смогли реализовать проект, можно сказать, на мировом уровне, как делают BBC и Discovery.
Почему решили рассказать о компаниях и производствах, инфраструктурных объектах, а не более привычных достопримечательностях, курортных городах, истории региона?
Многие в России привыкли говорить о том, что у нас ничего нового не строится, и что все разваливается. Но на практике, ежедневно снимая 40-50 новостей, мы увидели, сколько проектов у нас реализуется.
Предприятия, которые вошли в серию «Кубань на высоте», относятся к числу крупнейших. Из 12 серий, которые мы сняли, 6 или 7 рассказывают о конкретных компаниях. Другие серии — об инфраструктурных объектах, которые прямого отношения к бизнесу не имеют, но находятся на мировом уровне: Красная поляна, трасса Формулы-1. Есть еще серия про дороги Краснодарского края. Можно сказать, что в этом отношении Кубань тоже на высоте — если сравнить с соседними регионами. И мы показываем, как строятся дороги, почему они лучше, чем в Ростовской области, какие современные технологии используются.
Мы выбирали те примеры, которыми можно гордиться. Чтобы посмотрев серию документальных фильмов, человек сказал: «Да, я живу здесь, на Кубани, и я горжусь этим». Мы привыкли с гордостью смотреть в прошлое, вспоминать победу над фашизмом, первый полет в космос. А тут показываем то, что есть поводы и сейчас — например, наша экономика.
Во сколько обходятся съемки документальных фильмов такого плана?
Например, если брать французскую «документалку», то одна такая серия будет стоить 120-150 тыс. евро (от 10 млн рублей). Мы это все сделали в 20 раз дешевле, не потеряв качество.
Вы упомянули, что «Кубань 24» — государственная компания. Насколько в редакционную политику канала вмешивается учредитель — администрация Краснодарского края?
Если брать за пример проект «Кубань на высоте», то эти 12 серий по 40 минут власти увидят только в эфире. А в целом, просто представьте, каждый день мы производим 10 часов прямого эфира — это продукт, который невозможно редактировать. Я директор телеканала, и я не успеваю все это смотреть. И власть не может все контролировать, у руководителей региона своя работа есть.
С одной стороны, вы занимаетесь творческой деятельностью, с другой — являетесь руководителем компании, которая ведет коммерческую деятельность. Вы себя чувствуете больше топ-менеджером или «креативщиком»?
Сложный вопрос, потому что я работал и телеоператором, и режиссером. Со временем начал управлять творческими процессами, а лет семь назад понял, что мне не хватает управленческих знаний, и отучился на MBA. Поэтому я сейчас и топ-менеджер, который знает, как управлять процессами и финансами, но, с другой стороны, понимаю и в творчестве.
Не могу сказать, чего во мне больше. Я себя считаю больше продюсером. Человеком, который объединяет все детали в единое целое, чувствует, что нужно сейчас зрителю, собирает команду для реализации проекта и получает конечный продукт.
На ваш взгляд, что нужно сейчас зрителю, чего ему не хватает?
Зрителю, конечно, не хватает чувства гордости за то, что происходит сейчас. Ему со всех сторон говорят, что все плохо и будет еще хуже. У нас патриотическое воспитание и патриотизм заканчиваются на промышленном комплексе, на войнах, на том, что мы победили или можем победить.
А я так не считаю. По моему мнению, патриотизм — более широкое понятие. И в мирное время настоящую любовь к родине можно вызвать не страхом перед войной, а реальными достижениями реальных людей.
Подробнее на РБК:
http://kuban.rbc.ru/krasnodar/interview/29/08/2016/57c4210e9a79471a0941c31b